Евгения Шохина: «В детстве я мечтала помогать людям. Этим я и занимаюсь!»

В августе 2020 года Евгения Шохина покинула пост президента Фонда поддержки социальных проектов. В своем интервью она рассказала об итогах 3-х летней деятельности Фонда, о том, сколько социальных предпринимателей получили поддержку. Мы попросили Евгению Александровну рассказать о других социальных, благотворительных и бизнес-проектах с ее участием, а также о том, как ей удается сочетать всю эту деятельность с воспитанием четверых детей.

Евгения Шохина — президент Бизнес-школы РСПП, главный редактор журнала «Бизнес России», член Общественной палаты Московской области, общественный деятель, филантроп, кандидат политических наук.

Окончила факультет прикладной политологии НИУ ВШЭ, в 2005 году получила степень MBA по программе «Политические и бизнес-коммуникации» в Институте коммуникационного менеджмента, в 2009 году защитила кандидатскую диссертацию на тему: «Политические аспекты защиты прав детей в РФ», в 2012 получила степень ЕМВА по программе «Управление энергетическим бизнесом», в 2018 году получила красный диплом по направлению «Корпоративный юрист».

С 2000 года работала в различных коммерческих организациях и НКО, в 2005 году открыла ивент-агентство, которое просуществовало 10 лет. С 2015 по 2017 год была заместителем руководителя представительства правительства Тульской области при правительстве РФ, с 2017 по 2020 возглавляла Фонд поддержки социальных проектов.

Мама четверых детей.

- Евгения Александровна, Вы возглавляли Фонд поддержки социальных проектов в течение трех лет. Что удалось сделать за это время?

- Действительно, сегодня Фонду исполнилось ровно три года. В июле 2017 года на заседании Наблюдательного совета Агентства стратегических инициатив Президент России подтвердил необходимость создания организации, которая специализировалось бы на поддержке социальных предпринимателей, и мне было предложено ее возглавить. Поэтому главной задачей Фонда стало обучение бизнес-навыкам предпринимателей в социальной сфере, чтобы они научились зарабатывать деньги системно и стабильно. Ни для кого не секрет, что социальные проекты – это низкомаржинальный бизнес, и многие из них действуют в логике получения грантов, которые сегодня есть, завтра их нет.

Разработанная нами акселерационная программа почти в 100% случаев позволяет найти для каждого проекта устойчивую финансовую модель. Первые два года в фокусе внимания Фонда были только действующие предприниматели. Но в конце 2019 года мы открыли преакселерационную программу. Она создана для тех, кто только задумывается о создании собственного дела. В рамках десяти уроков мы рассказываем о ведении бизнеса и о специфике именно социального предпринимательства. По итогам обучения участник должен зарегистрировать компанию, и после первой продажи мы ждем его на основной акселерационной программе.

Создавая эту программу, мы исходили из того, что в социальном предпринимательстве рисков гораздо больше, поэтому уже на стадии идеи будущим предпринимателям необходимо оценить все риски. При этом надо отметить, что в этот сектор приходят по-настоящему увлеченные люди, которые ставят во главу угла идею помощи другим людям. А у настоящих энтузиастов гораздо больше шансов на успех, тем более - с нашей поддержкой.

- Расскажите, пожалуйста, в чем суть основной программы акселератора?

Акселерационная программа доказала свою эффективность с первых дней работы Фонда. Акселерация сильно отличается от классического бизнес-образования, прежде всего потому, что основным результатом программы является не получение полезных знаний, а ежедневные изменения бизнес-показателей проекта. С социальными предпринимателями работают трекеры, которые используют определенную методологию, позволяющую исключить из структуры бизнеса потенциальные ошибочные гипотезы.

Во время прохождения нашей акселерационной программы – а это два месяца – предприниматели вместе поэтапно прорабатывают все потенциальные риски и ошибки, с которыми может столкнуться бизнес, и которых можно и нужно избежать. Вот простой пример. Приходит к нам руководитель компании, которая производит настольные игры. Он выпускает новую игру и на 100% уверен, что его клиенты – многодетные родители. Эту гипотезу он отрабатывает вместе с трекером. И выясняется, что она ошибочна, что продукт гораздо интереснее семьям с одним ребенком. И если бы основатель все равно настаивал на своей гипотезе, то все бизнес-процессы и, самое главное, финансовые показатели оказались бы иными.

К сожалению, очень многие бизнес-проекты открываются, основываясь на неправильных гипотезах. И цель нашей акселерационной программы – отработать каждую такую гипотезу. Выяснить, сколько должен стоить продукт, в какое время его надо запустить на рынок и множество других факторов, которые нуждаются в правильной оценке и доказательной базе в виде работы с потенциальными клиентами.

К нам приходят предприниматели с разными проектами, многие из них работают на стыке с благотворительностью, живут за счет грантов, но по итогам акселерации практически все находят благоприятную почву для стабильного заработка.

- Сколько проектов получили поддержку Фонда за три года его работы?

- Дело в том, что у нас есть разные программы поддержки. Одни проекты мы ведем на протяжении нескольких месяцев, другие могут ограничиваться одним днем. Например, мы разработали экспресс-курс «Социальный предприниматель – как заработать?». С этой программой мы проехали треть страны и надо отметить, что даже в рамках одного учебного дня у многих слушателей меняется подход к ведению бизнеса, структурируются процессы, пересматриваются вышеупомянутые гипотезы.

Если посмотреть наши годовые отчеты на сайте, то можно увидеть, что за предыдущие периоды Фонд оказал помощь более 70 тысячам человек посредством осуществления сервисной поддержки. Свыше 850 проектов структурировали бизнес-процессы в рамках подготовки к акселерационной программе, 500 проектов прошли стартовые образовательные интенсивы и 220 проектов успешно прошли акселерационную программу, по итогам которой они систематизировали продажи, вышли на операционную прибыль, увеличили выручку в среднем в 2.5 раза, а рост прибыли составил от 70% до 250%. Согласитесь, это хорошие результаты. А наши показатели за эти полгода увеличились соответственно количеству проведенных мероприятий.

- Социальный бизнес – это очень широкое понятие. Что это за сферы?

- Действительно, принято считать, что предприятие можно отнести к социальному, если оно осуществляет деятельность, направленную на достижение общественно-полезных целей и способствуют решению социальных проблем. Социальными предпринимателями считаются также и те, которые обеспечивают занятость социально уязвимых категорий граждан. Если смотреть на наших выпускников акселерационных программ, то треть проектов из сферы образования, вторая треть – социальная помощь, 12% - здравоохранение, 10% - культура, потом идут проекты в сфере новых технологий, спорта и экологии. Особенно важно отметить, что участие в наших программах абсолютно бесплатное и проходит в он-лайн режиме, что позволяет собрать участников со всех уголков страны.

- Скажите, почему же вы решили уйти из Фонда?

- Исключительно из-за личных причин. Дело в том, что уже более полутора лет я нахожусь в очень сложном бракоразводном процессе. Бывшему мужу каким-то образом удалось настроить сына против меня, и уже больше года он живет отдельно от меня. Видимся мы крайне редко, и я вижу, что на него оказывается манипулятивное влияние, которое это мнение формирует. Поэтому сейчас все силы я должна бросить на то, чтобы вернуть своего ребенка. И если другие проекты, которыми я занимаюсь, являются моим собственными и не требуют большого количества времени, потому что все бизнес-процессы отлажены, то президент Фонда – это назначенная должность, которая требует максимальной отдачи! И я не могу никого подвести. Но мне есть чем гордиться, за эти три года работы сделано многое – и я этому рада.

- Мы надеемся, что ваша ситуация разрешится в самом скором времени...

- Спасибо, уверена, что все испытания даются по силам, и рано или поздно добро победит зло, как бы высокопарно это ни звучало.

- Расскажите, пожалуйста, что нового происходит в Бизнес-школе РСПП?

- Бизнес-школе уже 7,5 лет. Недавно я поменяла менеджмент, поэтому бизнес-школа увеличила обороты, открылось много новых направлений. Помимо нашей флагманской программы ЕМВА по оптимизации бизнес-процессов, мы начали активно развивать направление В2В в области консалтинга, помогаем субъектам среднего бизнеса выходить на новый уровень, также развиваем промышленный туризм. С учетом того, что мы работаем на площадке Российского союза промышленников и предпринимателей, где сосредоточен основной российский производственный бизнес, это очень актуальное направление.

Продюсированием проектов Бизнес-школы РСПП занимается Владимир Фролов. Многие знают его как одного из главных галеристов современного искусства. Мы объединили наши ресурсы - я помогаю ему в творческой части, а он принял решение продвигать не только талантливых современных художников, но и бизнес-школу РСПП. Его опыт помогает нам нарастить темп. Один из наших совместных проектов – промышленная арт-фотография, в проекте принимают участие фотохудожники мирового уровня: они снимают производственные процессы, строительство новых заводов, людей и на выходе получаются музейные проекты.

- Фонд социальных проектов, Бизнес-школа, журнал «Бизнес России»... Есть еще какие-то проекты, которые Вы сейчас реализуете?

- Да, я открыла благотворительный фонд «Живем». До этого я участвовала в благотворительной деятельности 13 лет. Осознала, что нужно этим заниматься, когда родился мой старший сын, он помог мне пересмотреть свои жизненные приоритеты. Хочу отдельно сказать, что и мои старшие дети, когда подросли, с удовольствием поддерживали мои инициативы. Например, старший сын Саша, когда ему на его 10-летие подарили не игрушки, а деньги, всю сумму отдал мальчику, который стал инвалидом пытаясь спасти котенка, застрявшего на проводах. А девочки отрезали свои длинные волосы на парики для детишек с онкологическими заболеваниями. Причем никто их не просил этого делать, это было исключительно их решением. Я надеюсь, мы скоро снова все вместе, включая младшего 5-летнего сына, будем делать много добрых дел.

Что касается открытия Фонда «Живем», то я решила систематизировать и усилить свой опыт. Основное направление деятельности Фонда – улучшение жилищных условиях людей, оказавшихся в сложной жизненной ситуации. В первую очередь это многодетные одинокие родители, пожилые люди. На первом вечере, посвященном открытию Фонда, мы собрали более 3 миллионов рублей. Помогли маме восьми детей из Омской области достроить дом и хлев, отремонтировали квартиру одинокой бабушке, которая пережила 4 инсульта. Сейчас делаю сайт, и надеюсь, много хороших людей присоединиться к моей инициативе. До официальной регистрации Фонда я организовывала много благотворительных мероприятий, в общей сложности мы собрали около 25 миллионов. Конечно, это не самые большие цифры в сравнении с тем, что удается сделать большим фондам, но я все равно довольна результатами. Ведь это только начало.

Хочу привести один яркий пример. Однажды ко мне обратилась Уполномоченный по правам ребенка Тульской области. От нее я узнала о женщине, столкнувшейся с очень непростой ситуацией: сама она была гражданкой Таджикистана, дети – граждане России. У них не было своего жилья, мама не могла получать пособия, на работу было устроиться сложно. В итоге ее хотели депортировать из страны, а детей направить в детский дом. Мы за 1 миллион рублей купили квартиру, теперь дети с мамой, она получила гражданство РФ, устроилась на работу. Спасены 7 судеб.

Кроме того, в силу моих личных обстоятельств, думаю также помогать женщинам, оказавшимся в сложной ситуации, связанной с разводом. Это не всегда вопрос денег, часто женщинам в такой ситуации нужна моральная поддержка, консультационная помощь – юриста, психолога. Поэтому мне хочется поддержать женщин, которые не понимают, что делать, как дальше жить, какие шаги предпринять и как отстоять свое право на воспитание детей. Защита прав детей у разводящихся родителей – это очень большая тема, которая должна звучать на федеральном уровне. Нельзя калечить психику детям в угоду своим личным интересам!

- Как получается совмещать столько разных видов деятельности и воспитание четверых детей?

- Понимаете, все упирается в правильное планирование, делегирование, наличие системообразующих правил. Ну и вставать нужно пораньше. Надо воспитывать прежде всего себя, чтобы детям было с кого брать пример. Я часто говорю, что нельзя заставить ребенка говорить правду, когда сам врешь. Детям я так это объясняю: понимаете, когда вы врете, то уходит много времени на то, чтобы придумать ложь, чтобы не попасться, чтобы придумать что-то, когда все-таки попадетесь (а рано или поздно ложь вскрывается) и т.д. Так что говорите лучше сразу правду. Когда получается выстроить в семье или в коллективе систему отношений на базе открытости, доверия и уважения, то возникает много дополнительного времени на другие полезные дела. За 20 лет своей профессиональной деятельности я пришла к такому уровню, когда, как по анекдоту, можно работать не 20 часов в сутки, а головой. Но прежде, чем к этому прийти, в свое время приходилось работать и по 20 часов в сутки.

Большая часть рабочих процессов происходит дома, и мои дети видят, что мама работает, получают представление о моих рабочих процессах, понимают, что значит вкладывать душу в свою работу, выполнять ее максимально профессионально. Моя главная материнская мечта - чтобы все мои дети реализовались, нашли себя, свое призвание, чтобы правильно сделали выбор своей второй половины, чтобы они были счастливы. И основная моя цель как мамы - создать им для этого все условия.

Если говорить про мою жизнь в целом - все идет, как оно и должно идти. В детстве я мечтала быть суперменом и помогать людям. Получается, что этим я и занимаюсь.

Ирина Овечкина


Источник публикации:
В своем интервью Евгения Шохина рассказала об итогах 3-х летней деятельности Фонда, о том, сколько социальных предпринимателей получили поддержку.